Для чего нужен и что приносит предпроверочный анализ налоговой проверки
Зачем нужен предпроверочный анализ?
Прежде чем налоговая служба начнет проверку вашей компании на налоговую дисциплину, ее представители могут провести специальный анализ, известный как предпроверочный анализ. Целью этого анализа является выявление потенциальных нарушений, обнаружение налоговых рисков и разработка стратегии защиты на случай, если проверка все же будет начата.
Стоит ли проводить предпроверочный анализ?
Ответ прост: да. Ведь благодаря этому анализу вы сможете тщательно подготовиться к предстоящей проверке и минимизировать финансовые потери. Кроме того, услуга предпроверочного анализа стоит не так уж и много, и ее стоимость зависит от размера компании, вида деятельности, сложности ситуации и индивидуальных особенностей предприятия.
Что входит в услугу предпроверочного анализа?
В рамках этой услуги проводится налоговый аудит, выявляются налоговые риски, формируется доказательная база и разрабатывается стратегия защиты в случае начала проверки. Это позволяет минимизировать финансовые риски и сохранить репутацию вашего бизнеса.
Сопровождение налоговой проверки
Кроме предпроверочного анализа, квалифицированные специалисты могут оказать вам сопровождение налоговой проверки. Это позволит сократить сроки процедуры и минимизировать финансовые издержки.
Что нужно знать о выездной налоговой проверке?
Выездная налоговая проверка может закончиться доначислением налогов и значительными штрафами. Чем крупнее бизнес, тем больше суммы доначислений. Поэтому очень важно предупредить эту проверку, подготовившись заранее.
Ключевым моментом подготовки к проверке является предпроверочный анализ, который поможет выявить налоговые риски и разработать стратегию защиты. Надеемся, что эта информация поможет вам избежать неприятностей и защитить ваш бизнес от незваных гостей.
Повышение эффективности налоговиков: что такое предпроверочный анализ и как он проводится
На сайте nalog.ru 20 февраля 2020 года были опубликованы данные налогового органа, согласно которым количество выездных проверок в 2019 году уменьшилось на 34%, а за последние пять лет – в 3,3 раза. Сегодня проверками охвачен в среднем только один налогоплательщик из тысячи (или 0,14%). Каково значение этих фактов?
Они говорят о том, что налоговики работают более эффективно. Механизмы отбора находятся в постоянном совершенствовании, и теперь компании «впустую» реже проверяются. ФНС избирательно проводит выездные проверки, при этом инспекторы посещают преимущественно те организации, где вероятность налоговых нарушений наиболее высока. В результате в большинстве случаев визит фискальных органов заканчивается доначислениями.
Такая точность достигается благодаря тщательному предпроверочному анализу. Он включает сбор и изучение информации о юридическом лице, по итогам чего ФНС принимает решение о необходимости проведения выездной проверки в отношении этой организации.
Итак, забронированная часть сведений о компании становится известной налоговикам еще до их посещения. Если предприятие получает уведомление о выездной проверке, означает, что нарушения обнаружены в ходе предпроверочного анализа, и осталась лишь сущая формальность – зафиксировать их документально и составить акт.
Следовательно, результаты предпроверочного анализа имеют определяющее значение для того, будет ли компания включена в число кандидатов для проведения выездной проверки и грозят ли ей штрафы. Рассмотрим, как ФНС осуществляет сбор и анализ информации о налогоплательщиках.
На заметку
Характерно, что налоговиков в процессе предпроверочного анализа интересует не только сам факт нарушений, но и вероятность взыскания денежных средств. Если с компании нечего взять, проверку, скорее всего, отложат, так как государственным органам будет не выгодно тратить на нее временные и материальные ресурсы. Поэтому в ходе предпроверочного анализа большое внимание уделяется оценке реального экономического положения организации и ее руководителей.
Использование информационных технологий значительно увеличило эффективность налогового контроля. Сотрудникам ФНС не нужно проводить ручной анализ огромных объемов документов, так как на помощь приходят технические средства автоматизации. Основная часть предварительного анализа осуществляется с помощью компьютерных программ, которые загружают необходимые данные из фискальных органов.
Существует около 20 информационных систем, которые использует отдел предпроверочного анализа. Одна из таких систем - программно-информационный комплекс «ВНП Отбор». На основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности компании оцениваются по 43 параметрам, также сравниваются с юридическими лицами, занятыми в той же области. Начисляются баллы при выявлении нарушений, чем больше баллов у компании, тем выше вероятность того, что ее проверят на предмет несоблюдения налогового законодательства.
Еще одним комплексом программ, используемым для предварительного отбора кандидатов на проверку, является АСК НДС (Автоматическая система контроля НДС). Она отслеживает движение средств между счетами разных организаций для выявления фактов ухода от уплаты НДС. С помощью АСК НДС-3 можно обнаружить разные схемы незаконной «оптимизации».
Другое дополнение к программе - СУР АСК НДС - автоматически распределяет организации по степени риска неуплаты НДС. Она делит компании на три категории: низкий, средний и высокий уровень риска.
Предположим, что компания получила большое количество баллов от ПИК «ВНП Отбор», а СУР АСК НДС присвоила ей высокую или среднюю категорию риска. В таком случае наступает следующий этап - аналитики исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Информационная система «Налог-3» содержит сведения о каждой компании, которые используются аналитиками: кто является руководителем, какие денежные средства находятся на его счетах, каким имуществом он располагает. Эта информация нужна аналитикам для оценки перспектив взыскания доначислений.
Некоторые операции все еще выполняются вручную, например, аналитики запрашивают в банке выписки из расчетных счетов организации. Следующие факты явно свидетельствуют не в пользу налогоплательщика: компания не проводит операции, которые подтверждали бы реальную деятельность или между проверяемой организацией и потенциально взаимозависимыми лицами регулярно проходят платежи.
Однако, помимо автоматических действий, которые могут быть выполнены с помощью информационных систем, часть операций все еще приходится осуществлять вручную. На этом этапе в дело вступают аналитики, которые исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Данную стадию предпроверочного анализа налоговой проверки часто называют ручным отбором, хотя это не совсем верно — специалисты также пользуются различными средствами автоматизации.
Результаты проверки: как избежать выездной проверки
В ходе предпроверочного анализа, проводимого аналитиками, собираются документы и составляется официальное заключение, содержащее информацию о проверяемой фирме, ее финансовой деятельности и оценку риска высокого налогового риска. Критерии риска, определенные в Приказе ФНС, включают такие признаки, как:
- низкая налоговая нагрузка относительно средних значений по данной отрасли;
- быстрый рост расходов по сравнению с темпами увеличения прибыли от реализации продукции;
- данные об убытках и большие суммы налоговых вычетов;
- низкая заработная плата сотрудников;
- другие признаки.
Информация, полученная в ходе предпроверочного анализа, включает в себя сведения об организации, сведения о результатах мер налогового контроля, применявшихся ранее, и итоговую часть, которая формулирует заключение об уместности проведения выездной проверки и о порядке ее проведения, а также дает рекомендации по мероприятиям и составу проверяющих.
Как избежать выездной проверки и предотвратить возможные доначисления и штрафы? Здесь на помощь могут прийти специалисты по налоговому консалтингу. Они проведут независимую проверку компании, выявят все возможные факторы риска и дадут советы по их устранению. После последования рекомендациям экспертов налогоплательщик может быть уверен в том, что его компания чиста перед ФНС и в ходе предпроверочного контроля налоговики не найдут нарушений. Это значит, что можно спокойно продолжать вести бизнес, не беспокоясь о проверках и штрафах.
Но, если в процессе предпроверочного анализа выявятся необоснованные налоговые выгоды или другие нарушения, доначислений и штрафов не могут быть избежаны. Поэтому обратившись к специалистам, налогоплательщик может защитить себя от возможных рисков и избежать неприятностей.
Как сохранить бизнес: советы от Дмитрия Сидоренко, генерального директора Fomix Consulting Group
В наши дни невозможно управлять бизнесом без понимания налогового законодательства. Неправильное понимание могут привести к штрафам, принудительной ликвидации или даже уголовному преследованию. Однако, нормативных документов так много, и они настолько сложны, что требуют соответствующего образования и опыта, чтобы разобраться в них. И необходимо учитывать, что требования меняются очень быстро. Поэтому для успешного и безопасного ведения бизнеса необходимо обратиться за помощью к консультантам по налоговому законодательству.
Компания Fomix Consulting Group помогает своим клиентам защитить бизнес от проблем с налогами. Специалисты Fomix Consulting Group анализируют документы организации клиента, выявляют возможные проблемы и риски, и предлагают решения для их устранения. С помощью консультантов можно разработать эффективную налоговую политику, оптимизировать систему налогообложения и сократить расходы.
Независимо от того, какие ситуации возникают, специалисты Fomix Consulting Group готовы помочь и знают, что индивидуальный подход к каждому клиенту является ключом к успеху.
Отметим, что Fomix Consulting Group - это юридические эксперты, которые предлагают широкий спектр услуг, включая бухгалтерские услуги, решение корпоративных споров, консультации по налоговым вопросам, а также помощь при регистрации и ликвидации юридических лиц.
Фото: freepik.com