Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?
Для работы в определенных сферах деятельности, которые напрямую влияют на здоровье людей, таких как предприятия общественного питания, пищевое производство, торговые организации, детские учреждения и больницы, необходимо иметь медицинскую книжку. Получение этого документа связано с затратами как времени, так и денег. Однако законы Российской Федерации строго регламентируют обязательность наличия медицинской книжки у работника, а ее отсутствие может привести к ответственности как для работника, так и для работодателя. В данной статье мы рассмотрим подробности оформления и продления медицинской книжки для определенных категорий работников.
Для работы во многих отраслях России необходимо получить личную медицинскую книжку (ЛМК), которая подтверждает отсутствие инфекционных заболеваний у ее обладателя и выпускается по результатам медицинского осмотра. Соответственно, работник обязан пройти такой осмотр, а работодатель - оплатить и контролировать его. Кроме того, существует перечень профессий и должностей, обязанных иметь ЛМК.
Обязательство получения ЛМК распространяется на граждан в возрасте до 18 лет, работников, занятых на тяжелых или опасных работах, на работах связанных с транспортом, а также на работников организаций пищевой промышленности, общественного питания, лечебно-профилактических учреждений и других организаций.
В соответствии с законодательством, медицинскую книжку необходимо иметь для работы с продуктами питания и питьевой водой, в образовательных и оздоровительных учреждениях, в сфере туризма и гостеприимства, торговле, коммунальном и бытовом обслуживании населения, а также при обслуживании населения в учреждениях здравоохранения и в строительстве и ремонте с использованием иностранной рабочей силы. Кроме того, получение медицинской книжки обязательно для представителей государственной службы и работников бюджетных организаций, в том числе в центрах дезинфекции и их подразделениях.
Работники, не имеющие личной медицинской книжки, не могут приступить к работе в перечисленных отраслях, их допуск к работе запрещен. Российское законодательство предусматривает не менее 25 федеральных законов и кодексов, в которых обязательство получения ЛМК прописано для различных профессий и должностей.
Ответственность за отсутствие медкнижки
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если руководство организации нарушает требования санитарного законодательства об обязательном медицинском освидетельствовании работников и отсутствии личной медкнижки у работников, то предусмотрена три вида ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная.
При проверке Роспотребнадзором отсутствие медкнижек или подделка данных влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ. Гражданам грозит предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей, должностным лицам – штраф от 500 до 1000 рублей, индивидуальным предпринимателям – штраф от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток, а юридическим лицам – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Согласно статье 236 УК РФ, если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил при отсутствии у виновного личной медицинской книжки произошло массовое заболевание или отравление людей, то уголовная ответственность может быть следующей: штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года.
Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку бланков медицинских книжек, а также штампов и печатей о прохождении медосмотра.
Работодатель несет административную ответственность за уклонение от организации предварительных или периодических медосмотров и выдачу медицинских книжек. По статье 5.27 КоАП РФ при выявлении такого нарушения он может быть облагаем штрафом в размере до 50 000 рублей, а при повторном нарушении – до 170 000 рублей.
Желательно иметь в наличии чистую медицинскую книжку, но как она выглядит, сколько стоит и где ее купить - вопросы, на которые нужно знать ответы.
Нормативное регулирование формы медицинской книжки осуществляется приказом Роспотребнадзора № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», датированным 20 мая 2005 года.
Медицинская книжка представляет собой многостраничный документ. На второй странице находится голограмма с фотографией владельца, его подписью и печатью организации, выдавшей документ. На третьей странице указаны сведения о владельце книжки, в том числе его фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность. Следующие страницы содержат информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, результатам обследований, а также о предупреждениях при нарушении санитарных норм. Здесь также указывается заключение врача о пригодности к работе, вынесенное на основе медицинского осмотра. На последней странице размещается правовая информация для владельца книжки.
Но перед тем, как оформлять медицинскую книжку, встает вопрос: где купить чистый бланк? Книжка является документом строгой отчетности и не продается свободно. Для ее приобретения необходимо обратиться в специализированные медицинские центры или в организации, уполномоченные Роспотребнадзором, такие как СЭС. В разных городах стоимость чистой медицинской книжки может варьироваться от 150 до 300 рублей.
Процесс оформления личной медицинской книжки включает в себя несколько этапов, описанных в соответствующих законодательных документах. Итак, порядок прохождения медицинских осмотров и оформления личной медицинской книжки установлен в следующих документах: Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказе Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», Приказе Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Приказе Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», а также Приказе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 27 апреля 2005 года № 20 «О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку».
Чтобы официально оформить медицинскую книжку, нужно обратиться в медицинское учреждение, имеющее разрешение Роспотребнадзора на выдачу подобных документов. Поэтапно процесс оформления выглядит следующим образом:
- Представление заявления в территориальный центр ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Заключение договора на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
- Регистрация и выдача личной медицинской книжки без голограмм.
- Медицинское обследование, которое зависит от должности работника и включает перечень медицинских осмотров, лабораторных и аппаратных исследований. Результаты записываются в соответствующие разделы медицинской книжки.
- Получение заключения о допуске к работе на основе медицинского осмотра и отметки в разделе V медицинской книжки.
- Гигиеническое обучение, состоящее из очной и заочной частей.
- Гигиеническая аттестация, в ходе которой работник отвечает на 25 вопросов за один час и допускается к повторной сдаче не ранее, чем на следующий день.
- Внесение результатов аттестации в медицинскую книжку и голографирование. В разделе XII на странице 28 ставится отметка о прохождении аттестации в виде штампа и наносится квадратный голографический знак.
- Выдача личной медицинской книжки.
Если работник направлен работодателем, то процесс начинается с четвертого этапа. Для прохождения медицинского осмотра в целях выдачи ЛМК впервые необходимо иметь при себе заявление, паспорт, фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.
Проверить подлинность личной медицинской книжки, полученной в Москве, можно в Реестре г. Москвы в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/. Стоимость гигиенического обучения вместе с бланком чистой медицинской книжки составляет от 700 до 1500 рублей.
Обследования при прохождении медкнижки для работников различных сфер деятельности могут немного различаться. Несмотря на это, посещение нескольких специалистов обязательно:
- Терапевт;
- Отоларинголог;
- Дерматовенеролог;
- Стоматолог;
- Гинеколог (только для женщин).
Если потребуется, врач может рекомендовать посетить инфекциониста.
Помимо осмотра врача, также требуются основные инструментальные и лабораторные исследования:
- Флюорография;
- Клинический анализ крови;
- RW, трихомониаз, гонорея;
- Энтеробиоз и яйца глистов;
- Брюшной тиф;
- Стафилококк.
Все женщины старше 40 лет обязательно должны пройти маммографию.
Важно помнить, что действительность некоторых анализов ограничена двумя неделями, поэтому не рекомендуется затягивать прохождение медосмотра. Еще следует отметить, что список необходимых анализов для медицинских работников и работников в пищевой промышленности может быть расширен.
Время, необходимое для получения личной медицинской книжки, зависит от выбранного пути.
Если выбрать оформление книжки в районной поликлинике, то первым шагом будет посещение терапевта и получение направлений на анализы и консультации у других специалистов. Затем необходимо записаться на прием и сдать все необходимые анализы. Завершается процесс заполнением медицинской книжки у терапевта. В зависимости от загруженности поликлиники эта процедура может занять от недели до двух. Если к этому добавить гигиеническое обучение и аттестацию, то полный процесс может затянуться на три-четыре недели.
Существуют также специализированные аккредитованные медицинские центры, которые предлагают оформление медкнижки с прохождением полного медосмотра и гигиенической аттестации за 3-5 дней.
Продление медицинской книжки: нюансы и продолжительность действия
Срок действия медицинской книжки, в отличие от трудовой книжки, не ограничен. Однако, для поддержания ее актуальности, необходимо систематически проходить периодические медицинские осмотры. Закон № 52-ФЗ, статьи 11 и 34, обязывает работодателей предоставлять условия и оплатить необходимые услуги для своевременного прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения работников, а также обеспечивать соблюдение санитарных правил в организации.
Медицинская книжка (ЛМК), как и трудовая книжка, хранится в отделе кадров компании и выдается на руки работнику под расписку для прохождения медицинских осмотров и гигиенической подготовки. Однако, для работников торговли с выездной деятельностью, медицинская книжка должна находиться у работника на протяжении рабочего дня.
При изменении места работы и / или вида деятельности, работник отдела кадров должен внести соответствующие изменения в раздел II медицинской книжки и заверить их печатью компании.
Процедура продления медицинской книжки более проста, чем ее получение. В отличие от приобретения новой, необходимости в поисках чистой медицинской книжки не возникает.
Для продления медицинской книжки следует повторно пройти медицинские осмотры и консультации тех специалистов и те исследования, результаты которых устарели в соответствии с нормативными документами. Для большинства категорий работников, продление книжки осуществляется ежегодно. Аттестация и гигиеническое обучение проводятся в соответствии с установленной периодичностью для каждой профессии.
Стоимость прохождения медосмотра может различаться в зависимости от медицинского учреждения, где будет предоставлена данная услуга. В некоторых районных поликлиниках осмотр проводится бесплатно, однако, для полного прохождения медосмотра и сдачи анализов может потребоваться пара-тройка недель. Также, для оформления медицинской книжки и гигиенического обучения нужно будет заплатить около 1000 рублей.
Частные медицинские центры и клиники, которые имеют право проводить медосмотры для выдачи листков нетрудоспособности, стремятся помочь своим клиентам экономить время. Для этого они организуют прием не более чем за 5 дней. Стоимость прохождения данной процедуры может колебаться от 1700 до 5000 рублей в зависимости от категории специалистов.
Важно помнить, что готовые медицинские книжки, предлагаемые онлайн, не являются легальными документами. Покупка готовых медкнижек грозит уголовной ответственностью за подделку документов и как продавцам, так и покупателям. В законе также указано, что все затраты на оформление медицинской книжки обязан нести работодатель. Однако, есть компании, которые стремятся помочь своим сотрудникам оформить медкнижку за их счет с условием возмещения затрат. Другие же предоставляют своим работникам ежегодные бесплатные медосмотры и диспансеризацию через договор с медицинскими центрами.
Процесс оформления медицинской книжки очень важен, и требует ответственного отношения. Отсутствие данного документа может привести к отказу в приеме на работу и денежным штрафам. Однако, оформление медкнижки происходит достаточно быстро в государственных поликлиниках и частных медицинских центрах.
Фото: freepik.com