Изучение рынка: как и зачем составляется Customer Journey Map

Изучение рынка: как и зачем составляется Customer Journey Map

Любой человек, занимающийся бизнесом, будь это малое предприятие или крупный холдинг, должен понимать интересы своих клиентов. Хотя невозможно знать каждого по имени, но статистические данные о покупателях могут помочь наладить бизнес. Существует специальный термин "портрет потребителя", это составной образ типичного покупателя, который включает его возраст, пол, местоположение, семейное положение и увлечения. Было время, когда такой набор информации был достаточен для успешных продаж. Однако в наше время цифровых технологий и жестокой конкуренции это не всё.

Нынче большой роль играет путь потребителя к продукту. Ведь именно в этот период потребитель магнитно притягивает или отвергает производителя. Откуда потребитель узнал о товаре, долго ли решал его купить, какие источники информации изучал перед тем, как приобрести — все это называется "карта пути потребителя". Эта технология помогает проанализировать и понять всю траекторию клиента до удачной продажи. Если вы хотите узнать больше об этой удивительной технологии, то читайте эту статью.

Зачем нужно изучение потребителей

Как правило, цель изучения потребителей заключается в увеличении объема продаж и прибыли предприятия. Однако, чтобы добиться этого, необходимо учитывать ряд важных аспектов. Изучение потребителей рынка поможет:

  1. Изучить процесс поиска потребителем товара или услуги. Успешное развитие бизнеса зависит не только от прибыли, но и от вложений. Для продвижения офлайн-торговли достаточно было красивых вывесок, сарафанного радио и объявлений в газетах, однако с появлением множества онлайн-каналов ситуация изменилась. Изучение рынка спроса помогает распределить бюджет на рекламу более эффективно. Изучение потребителей может выявить изменения в пути покупателей и привести к увеличению прибыли.
  2. Понять процесс принятия решений о покупке. Изучение потребителей может помочь определить, сколько времени клиент сомневался, по каким критериям выбирал, сравнивал ли товары и услуги компании с предложениями конкурентов, ждал ли специальных предложений и какие источники информации использовал. Это позволяет максимально точно удовлетворить потребности клиентов.
  3. Определить мотивацию и причины отказа от покупок. Потребители имеют разные вкусы, поэтому продукт не может понравиться всем без исключения. Изучение отношения клиентов может помочь выявить сильные и слабые стороны продукта или услуги. Мотивация покупателя показывает сильные стороны, но непрофессиональные консультанты или не работающий сайт могут привести к негативным результатам. Изучение потребителей поможет улучшить качество продукта и своевременно исправлять недостатки.
  4. Узнать потребности клиентов. Изучение запросов потребителей поможет понять, что востребовано, а что нет. Часто обращают внимание не только на прямые потребности, но также на «заменители» и смежные товары и услуги. Например, исследования детского питания включают в себя изучение альтернативных вариантов и смежных покупок.

В итоге, изучение потребителей позволяет разработать стратегию взаимодействия с ними на каждом этапе поиска и принятия решений о покупке, учитывая портрет целевой аудитории и ее отдельные сегменты. Данные результаты могут существенно увеличить доходы компании.

Инструменты для изучения спроса и составления портрета целевой аудитории

Для любой компании определение целевой аудитории является первым шагом к успешному продвижению на рынке. Существует два основных способа определения целевой аудитории: количественный и качественный.

Количественный метод определения целевой аудитории является наиболее точным видом изучения покупателей и потребителей. Опросы проводятся по телефону, онлайн и при личном общении с клиентами. Телефонный опрос имеет самый высокий процент "отвечаемости". Проводится как по городским, так и по мобильным телефонам. Однако неготовность людей отвечать на длинные анкеты, содержащие более 20 вопросов, часто является минусом этого метода.

Онлайн-опросы стали востребованным методом в мире и активно набирают популярность в России. Людей мотивируют на участие бонусы или реальная возможность улучшить мир.

Личный опрос, как инструмент изучения спроса потребителей, обходится дороже и является дополнительной статьей расхода.

К качественным методам изучения покупательского спроса относятся глубинные интервью, которые можно доверить профессионалам со знаниями области социологии, журналистики и психологии. Они помогают узнать мотивацию клиента и получить скрытую информацию. В фокус-группах используется тестирование логотипов и рекламных концепций, а также органолептическое тестирование.

Комбинирование этих методов позволяет создать Customer Journey Map, визуальную карту, показывающую потребности клиента, каналы источников информации и обратную связь. Customer Journey Map позволяет визуализировать данные в понятном виде.

Самостоятельное создание Customer Journey Map возможно, но не рекомендуется, поскольку требует много времени, и результаты могут быть неточными. Лучше доверить составление портрета целевой аудитории профессионалам.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *