Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Кое-какие компании и бизнесмены одурачивают себя, придерживаясь принципа "кто первый встал, того и тапки". Но удача, по сути, бывает только случайной и не может служить гарантией успеха. В то время как опыт и правильные расчеты могут стать надежными опорами.
В свете современных технологий информации, можно использовать опыт других игроков на рынке торговых отношений, как в России, так и за ее пределами. Маркетинговое исследование может помочь в ответах на самые главные вопросы, которые встают перед компаниями и бизнесменами, а также способствовать разработке правильной стратегии для развития организации или отдельного бренда.
Анализ рынка: цели и виды
Для проведения комплексного маркетингового анализа рынка целесообразно учитывать его структуру, наличие свободных ниш, конкурентную ситуацию и потребительский спрос. Однако не всегда имеется возможность тратить ресурсы на обработку и изучение всех этих данных, поэтому важно определить, какие цели необходимо достигнуть при проведении анализа.
В зависимости от целей анализа, можно определить предмет и выбрать метод для проведения исследования. Среди основных видов анализа маркетингового рынка можно выделить:
- Исследование рынка на объемы (емкость), его динамику и потенциал развития.
- Изучение экономической ситуации на рынке, его сегментирование и оценку возможности их развития, а также групп потребителей, продуктов или предприятий.
- Конкурентный анализ рынка с определением слабых мест и преимуществ конкурентов.
- Исследование цен и проведение общего экономического анализа рынка.
- Оценка структуры распределения или дистрибуции продукции на рынке.
- Изучение способов продвижения и поддержки продукта на рынке.
- Оценка силы бренда и восприятия товара/услуги.
- Анализ спроса и поведения потребителей, а также определение факторов, влияющих на покупку.
- Оценка восприятия товара/услуги и удовлетворенности качеством и свойствами продуктов.
- Определение ключевых тенденций рынка и прогноз его развития на три года.
Кроме того, необходимо учитывать, что каждая сфера бизнеса требует свой подход к маркетинговому анализу рынка. Так, можно выделить несколько сфер бизнеса:
- B2B (бизнес для бизнеса) – взаимодействие предприятий, которое характерно для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и другие. При этом потребителими являются компании, а объемы покупок относительно высокие.
- B2C (бизнес для потребителя) – производство, создание и продажа потребительских товаров, услуг, продуктов питания и т.д. В этой сфере потребители – физические лица, а объемы покупок могут быть небольшими.
- B2G (бизнес для государства) – маркетинговые отношения между бизнесом и государством, осуществляемые, например, при госзакупках.
- C2C (потребитель потребителю) – информационное и экономическое взаимодействие между продавцами и покупателями, включая продажи в соцсетях и т.д. Здесь важно учитывать участие третьих лиц – владельцев торговых площадок.
Подробный анализ рынка требуется не всегда, поэтому возможно проведение краткого среза или оценка общего состояния рынка. Но в любом случае необходим правильный выбор методов и инструментов анализа, а также последовательное выполнение ряда действий.
Анализ рынка — это важный этап для любой компании. Чтобы собрать необходимую информацию, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. В этом помогут различные методы анализа рынка, которые можно условно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные методы исследований позволяют собрать все данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они наиболее объективны и позволяют понять мнение потребителя об изменении ассортимента, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также помогают при составлении различных прогнозов и статистики.
Качественные методы дают информацию, которую невозможно подсчитать, но которая также должна учитываться при разработке стратегии развития бизнеса. Речь идет, например, об инсайдах в поведенческих факторах целевой аудитории, мнении аналитиков и конкурентов. Они являются субъективными, но могут быть очень полезными в работе.
Смешанные методы комбинируют преимущества количественных и качественных методов. К таким методам относят, например, холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.
Чтобы собрать данные, можно использовать такие методы, как глубинные и экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование. Также для изучения рынка существует бенчмаркинг.
Когда данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого используются различные инструменты, включая расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели «Пять сил» Портера. Результаты анализа рынка позволяют сформировать эффективную стратегию развития бизнеса, если они покрывают поставленные цели.
Стоимость исследования рынка заложена в расходы бизнеса на повышение спроса и продаж, а также на предотвращение возможных угроз. В этой статье мы расскажем о различных методах сбора и анализа информации, которые влияют на окончательную стоимость маркетингового анализа.
В первую очередь, цена на исследование зависит от выбранного метода сбора информации. Ценовой диапазон для проведения опроса составляет от 40 000 рублей до нескольких миллионов, в зависимости от используемого метода опроса, количества вопросов в анкете и критериев отбора аудитории. Онлайн-опросы, как правило, дешевле личных, которые считаются одним из самых затратных методов получения данных. Наиболее дорогой метод – это "холл-тест", который предполагает коммуникацию с целевой аудиторией в специально отведенном помещении и/или непосредственно после тестирования респондентом товара или услуги. Цена на проведение холл-теста начинается от 180 000 рублей.
Для получения полной картины предпочтительно использовать несколько методов сбора информации. К опросу можно добавить фокус-группу, цена на которую начинается от 40 000 рублей, экспертное интервью, которое обойдется в 6000 рублей, или глубинное интервью за 3300 рублей.
Анализ данных, безусловно, также оплачивается отдельно. Краткий отчет-презентация в маркетинговой компании за 20 000 рублей могут предоставить, а полный отчет обойдется в 30 000 рублей. Сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9000 рублей.
Однако, некоторые маркетинговые компании могут предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, включающие в себя все статьи расходов. Например, обзор рынка около 60 000 рублей: здесь входит оценка емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, а также изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработка стратегий развития ассортимента компании. Конкурентный анализ обойдется в 55 000 рублей, а потребительский в 45 000 рублей.
Помните, что любые затраты на грамотно проведенное исследование быстро окупятся, если вы планируете использовать полученные в ходе анализа данные и строго следовать разработанной профессионалами стратегии. Цены на маркетинговый анализ могут быть высокими, но только профессиональный анализ может избавить бизнес от потенциальных угроз и принести прибыль. Убедитесь, что выбранная компания предоставляет качественные услуги, а стоимость маркетингового анализа отвечает вашим ожиданиям.
Фото: freepik.com