Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — это расстройство, характеризующееся нарушением социальной адаптации, речевыми нарушениями и психическим развитием. Но, если обнаружить это заболевание у ребенка рано и начать своевременное лечение, можно достичь заметных результатов - основная задача терапии заключается в обучении и социализации ребенка. Однако в России ситуация с диагностикой и лечением аутизма далеко не идеальна. В первую очередь, это связано с недостатком специалистов и слабым осведомлением родителей об этой проблеме.

Еще в середине прошлого века аутизм был редким заболеванием, но со временем его диагностируют все чаще. Особенно это заметно в США, где врачи более внимательно относятся к этой проблеме. В 1970-х годах один аутист на 10 000 детей, 15 лет назад – один на 250 детей, а сейчас – один на 88 детей или один на 52 мальчика и 250 девочек. В России нет официальной статистики по количеству детей-аутистов, так как такой учет не ведется. Но, согласно приблизительным данным, у нас также есть десятки тысяч заболевших детей.

Рост количества случаев аутизма у детей вызывает серьезную озабоченность, но до сих пор его причины не до конца понятны. Ученые сходятся во мнении, что на появление аутизма влияют несколько факторов, а не одна причина. Но, несмотря на это, право на своевременную диагностику и коррекцию аутизма должны иметь все дети.

Перечисляются следующие факторы, которые, возможно, могут быть стимулами для проявления аутизма:

  1. Генетические модификации;
  2. Органические поражения центральной нервной системы, такие как, например, аномальное развитие отделов мозга или энцефалит;
  3. Гормональные сбои и нарушение обмена веществ;
  4. Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  5. Ртутное отравление, включая получение ребенком вакцинации;
  6. Чрезмерное употребление антибиотиков;
  7. Химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Однако, до сих пор не удалось установить конкретные причины, вызывающие аутизм в детском возрасте. Но перспектива наследственной предрасположенности к данному заболеванию означает, что любое значительное воздействие на ребенка может привести к возникновению аутизма, включая сильный стресс или перенесенную инфекцию.

Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.

Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.

В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.

Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы

Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы

Лекарственная терапия не является основным методом лечения аутизма. Однако она может быть назначена для устранения отдельных симптомов этого заболевания. Лекарственные препараты используются, прежде всего, для снятия неадекватных поведенческих реакций у больных, таких как аутоагрессия и агрессия по отношению к другим людям, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства и повышенная двигательная активность. Для этой цели могут применяться нейролептики и психостимуляторы.

Однако стоит помнить, что увеличение доз и применение большего количества психотропных препаратов не является эффективным решением проблемы аутизма. Вместо того, чтобы подавлять симптомы, такое лечение может привести к обратным результатам – регрессии интеллектуальных и речевых способностей у детей.

Для того чтобы улучшить здоровье кишечника и состояние микрофлоры у детей, страдающих аутизмом, могут быть назначены пробиотики. Эти лекарственные средства способны создавать условия для развития полезных микроорганизмов в кишечнике.

Также следует обратить внимание на недостаток витаминов, минералов и аминокислот, которые часто наблюдаются у детей с аутизмом. Для этого можно использовать специальные лекарственные комплексы, содержащие необходимые витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; а также кислоты: фолиевую и липоевую.

Одним из эффективных способов лечения аутизма является прием полиненасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени и рыбьем жире. Они способны снижать воспаление в кишечнике и оказывать успокаивающее действие на психику.

Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.

Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.

Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.

Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.

Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.

Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:

  1. Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
  2. Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
  3. Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
  4. Снизьте потребление сахара.
  5. Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
  6. Пейте много воды.
  7. Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.

Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.

Дети с аутизмом могут испытывать серьезный дисбаланс в содержании многих веществ вне зависимости от того, какую диету они придерживаются. Среди основных проблемных элементов - дефицит таких витаминов, как A, E, C, B6, B12, B3, а также нехватка фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов вроде цинка, селена, марганца, молибдена, хрома и ванадия. Кроме того, уровень адреналина, норадреналина, дофамина и концентрация опиатоподобных гормонов могут отличаться от нормы. Высокое содержание ртути, олова, алюминия, мышьяка и сурьмы также входят в список возможных отклонений.

Лечение аутизма у детей должно быть очень индивидуальным и как лекарственное, так и поведенческое. Перед началом употребления лекарств необходимо провести тесты для выявления сопутствующих аутизму проблем, поскольку только врач сможет определить, какие лекарства в каждом конкретном случае будут наиболее эффективны. Эффективность диеты и медикаментозной терапии следует отслеживать, поскольку они далеко не всегда помогают всем детям.

Признаки и симптомы аутизма, которые можно заметить у детей

Для того, чтобы сразу обнаружить аутизм у детей, нужно следить за их поведением, а также фиксировать все нетипичные проявления для детей того же возраста. Обязанностью родителей является первыми замечать любые изменения в поведении ребенка.

В целом, аутизм относится к группе заболеваний, которые имеют общие симптомы, и известен как расстройство аутистического спектра. Эти симптомы становятся более заметными, когда ребенок достигает возраста в полтора-два года. Они перечислены ниже:

  1. Нарушение речи.

    За этим симптомом следить нужно внимательно, поскольку часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, в то время как другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети, которые еще не достигли 12 месяцев, могут не гулять или издавать одни и те же звуки. У двухлетних детей-аутистов обычно крайне бедный словарный запас, который составляет около 15 слов. В 3 года они почти не могут комбинировать слова. Кроме того, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, при этом многие не используют речь для общения. Они, также, описывают себя в третьем лице, не используя личные местоимения или обращения.

  2. Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями.

    Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.

  3. Проблемы в социализации.

    Ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, находясь среди других людей, и с годами испытывает тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками и не могут построить дружеские отношения как не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое защищает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.

  4. Приступы агрессии.

    Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессивное поведение у детей-аутистов может быть направлено как на других людей, так и на самих их, причем это происходит у 30% больных.

  5. Слабый интерес к игрушкам.

    Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке, или не сможет заменить ложку на палочку. Он может только повторять действия, которые кто-то уже делал перед ним. Проявления аутизма у детей могут проявляться в нестандартном использовании игрушек, а также в приверженности к только одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.

  6. Стереотипное поведение и боязнь перемен.

    Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и могут впадать в агрессию. Реакция такого рода может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставил игрушки на полке.

Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.

Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.

Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма у детей: что нужно знать

Для того чтобы подозреть аутизм у ребенка, необходимо обратить внимание на три признака: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Однако, следует помнить, что при классическом детском аутизме все эти симптомы проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики, специалист по заболеваниям или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств: МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики необходимо, чтобы у ребенка было как минимум шесть симптомов из этих классификаций.

Решение об установлении диагноза принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде и интервьюирования родителей. Для этого используются стандартизированные документы, такие как ADI-R (Опросник для диагностики аутизма), ADOS (Шкала наблюдения для диагностики аутизма) и CARS (Оценочная шкала детского аутизма), особенно в США и Европе.

В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.

При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.

В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.

Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний

В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.

У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.

Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.

Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.

Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.

Как лечить и корректировать аутизм у детей

Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, разработанных для лечения аутизма у детей. Среди наиболее популярных — «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие, созданные в США. Основная идея каждой из методик заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном общении с ними. Однако, чтобы снизить проявления аутизма у ребенка, необходимо родителям уделить большое внимание и старание.

К сожалению, в нашей стране пока недостаточно специалистов, которые занимаются аутистами в соответствии с существующими методиками. Но это не должно быть поводом для отчаяния. Необходимо найти знающего психиатра и продолжать работу с детьми в коррекционных учебно-воспитательных учреждениях, в школах и в детских садах. Индивидуальная терапия — это забота, прежде всего, родителей, независимо от того, где они живут.

Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:

  1. Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.

  2. Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.

  3. Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.

  4. Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.

  5. Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.

  6. Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.

  7. Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.

  8. Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.

  9. Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.

  10. Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *