Менестрели Ставрополя: пение для зрителей и для души или способ заработка?

Известные уличные исполнители впервые представили своё творчество широкой публике в столице Ставропольского края около 30 лет назад — и не спешат расставаться с любимым занятием по сей день.

Известные уличные исполнители впервые представили своё творчество широкой публике в столице Ставропольского края около 30 лет назад — и не спешат расставаться с любимым занятием по сей день. Что же заставляет их вновь и вновь брать в руки инструменты и отправляться на поиски своего слушателя? С чего начинается музыкант?

Пожалуй, этих двух исполнителей знает весь город  — и  немудрено. Известный ставропольский музыкант и  журналист Андрей Козлов вышел на  публику в  составе группы единомышленников-музыкантов ещё в  1990 году. Тогда, признаётся Андрей, у  них была одна цель: «взорвать» город  — в  хорошем смысле, заявив о  себе в  качестве исполнителей р о ковых композиций. И  это удалось молодым людям.

«Мы хотели показать, что есть такая уличная культура, потому что многие к тому моменту насмотрелись на это в Москве на Арбате, в Питере на Невском, и захотелось свой Арбат создать. Наша тусовка базировалась на парапете перед Дворцом пионеров — так тогда назывался ДДТ, иногда мы спускались вниз — просто чехол раскладывали — на кофе настрелять. А когда выходили по выходным на ЦУМ — там уже были большие фестивали — нас было много музыкантов, и не только с гитарами, но и с перкуссией, и с флейтой, скрипкой, банджо — разные были инструменты», вспоминает Андрей Козлов.

Чуть позднее, но  уже с  чёткими планами заработать денег, на  суд слушателей и  зрителей в  Ставрополе представил свои таланты другой музыкант, которого некоторые уже давно называют городской легендой  — Сергей Юркин. Гитару ему подарил отец ещё в  те  годы, когда хороший струнный инструмент был страшным дефицитом. Лишь связи руководителя краевого уровня позволили чиновнику сделать сыну дорогой подарок  — новенькую гитару с  темброблоком. И  Сергей, купив пластинку с  песнями Булата Окуджавы, начал свои первые струнные эксперименты, подпевая и  подыгрывая в  такт знаменитому барду. И  все азы музыкального искусства игры на  этом инструменте помогла постичь не  стопка купленных самоучителей, а  один из  приятелей, который сам учился у  взрослого знакомого и  передавал знания Сергею. В  те  годы будущий музыкант Юркин даже представить себе не  мог, что гитара когда-то станет делом его жизни.

Уже в 90-х, когда прогорит его бизнес, подведут бывшие сотрудники, как-то надо будет кормить семью, он возьмёт гитару и выйдет с ней туда, где раньше работал — на один из рынков города, но уже не торговать, а исполнять песни, которых уже тогда в его репертуаре было несколько сотен, включая больше сотни собственных произведений. Первое исполнение прошло в окружении бывших коллег, которые пребывали в шоке.

«Народ там был весь ошарашен. Они же не знали, что у меня уже проблемы были с бизнесом, что я уже не возил КамАЗами товар, уже под реализацию брал. Ну, торгует и торгует — знают сколько лет. А тут раз — и стоит с гитарой. Ничего, потом привыкли. Ну, и я привык. Вот уже 23 года, 24-й пошёл… работаю», делится музыкант.

Уличные музыканты о путешествиях…

 

И Сергей Юркин, и Андрей Козлов, конечно, не могли не воспользоваться возможностью повидать мир и показать свои таланты в других регионах и даже странах. Например, ставрополец Юркин больше года работал в Краснодаре и Геленджике, а также на улицах Брюсселя, Ниццы и Канн. В Европе Сергей провёл больше года.

«Мне говорили: «Да ты поезжай, тебя баблом закидают». Приехал — ага, как же. Другое дело, что жизнь там интереснее. Там можно вообще питаться бесплатно. Местные бомжи хорошо знают этот способ», вспоминает Сергей Юркин.

Ещё три недели Сергей пытался работать в  Санкт-Петербурге, но  в  конце концов принял решение вернуться домой. Музыканта сих пор узнают взрослые мужчины и  женщины, которые когда-то ещё студентами слушали его игру на  автовокзале в  Ставрополе.

Попытал счастья вдали от  Ставрополя и  Андрей Козлов  — несколько лет он  работал в  Москве.

«В Москве было спокойно — на Тульской у нас были очень хорошие взаимоотношения с охранниками ларьков. Они не только не прогоняли нас, а даже угощали. Полиция нас не трогала. А местные пацаны нас защищали от чужаков», говорит музыкант.

… и о конкуренции

На удивление, музыканты, работающие на улицах уже не одно десятилетие, говорят об отсутствии жёсткой конкуренции в борьбе за место. Оба в один голос утверждают, что всегда можно договориться, всегда можно найти удачную локацию или выбрать удобное время работы. Так было и в Москве, и в Ставрополе.

Где работают ставропольские менестрели…

Андрей Козлов облюбовал себе площадку у арт-объекта в виде сердца в центре города, а Сергей Юркин исполняет свои произведения в подземном переходе в районе Ботаники.

«Я выступаю в среднем раз в 1—2 месяца, в основном по мелким клубам — сейчас их немного, к сожалению. А на улице я могу себе позволить выступать, когда угодно. Чтобы не терять эту практику, не терять форму», раскрывает секрет своих выступлений Андрей Козлов.

А вот подземный переход для Сергея Юркина — надёжное укрытие от непогоды.

«Естественно, когда мороз с ветром — тяжело работать. Я раньше вообще в основном на улице играл. А сейчас я в переходе уже шесть лет. Тут хотя бы сверху нет ничего: ни снега, ни дождя. Хотя бывают сквознячки, но наверху ещё хуже. Я иногда думаю: сидел бы на Дзержинского — я бы улетел вместе с коробкой своей», улыбается Сергей.

… и сколько зарабатывают

 

Рецепт солидного дохода для уличных музыкантов оказался на  удивление простым: нужно играть хорошо и  много работать, включая постоянные домашние репетиции. А  также следить за  новинками музыкальной эстрады: выступление на  улице должно как минимум привлекать публику. Музыканты, не  стесняясь, говорят о  своих доходах: этот хлеб лёгким не  назовешь.

«Город у нас — особо сильно не заработаешь. В Москве за два часа одна тысяча рублей — это нормально было. В Ставрополе «штуку» и за три часа не заработать. Целый день — не знаю, поскольку целый день сидеть тяжело, два часа беспрерывной игры — это уже сольный концерт получается», рассуждает Андрей Козлов.

Финансы, наверное, поют романсы, заочно поддерживает коллегу Сергей Юркин.

«Лет 10–12 назад, если у меня выходило в среднем 200 рублей в час — для меня это был потерянный день. А бывает, что и сейчас сидишь — и те же 200 рублей выходит. Но 12 лет назад за эти деньги можно купить было 1 килограмм колбасы и маршрутка стоила несколько рублей, а сейчас?» задаёт риторический вопрос музыкант.

Мнения двух музыкантов о  зрителях и  слушателях сходятся. И  этот вывод столь  же печален, сколь и  объективен: на  пути к  сердцам людей у  музыки уличных исполнителей встали две серьёзные преграды: финансовая нестабильность и  технический прогресс  — а  точнее, широкое применение гаджетов. Всё меньше людей готовы слушать музыку не  в  своих наушниках, а  живую, на  улице. И  даже если потенциальные зрители могут слышать звуки песен, то  их  глаза чаще всего смотрят в  телефон.

«Есть такая песня: «Любите друг друга, любите друг друга. Будьте добрее. И старайтесь хотя бы слушать, слышать, видеть, если что-то хорошее есть» — тех же музыкантов нормальных. Не проходить мимо, а прислушаться хотя бы. Даже не из-за денег — Бог с ними. Когда идут толпы людей, сто человек прошло — один остановился. Неужели они ничего не слышат? Не видят? Ладно, когда играть человек не умеет. Но я же вроде нормально, на двух инструментах. Репертуар у меня нормальный — уже почти классика, которая будет звучать ещё и через 50 лет, не эти песни-однодневки. А народ-то проходит...» сетует Сергей Юркин.

Меняются времена, меняются вкусы и  музыкальные пристрастия. Проходят целые эпохи, но  в  каждой из  них обязательно есть музыканты, которые выходят на  улицы, чтобы подарить миру свои мелодии, сделать его теплее, светлее, радостнее. Среди них  — и  профессиональные исполнители, и  любители, которым есть что сказать urbi et orbi  — городу и  миру. И  живая красивая музыка на  улицах  — всегда символ мира и  гармонии, спокойствия и  благополучия. Трубадуры, миннезингеры, менестрели, ваганты, скальды, барды  — как  бы ни  называли этих исполнителей в  разное время и  в  разных странах  — они идут к  своим зрителям с  важным посланием о  вечных истинах.

Фото: СКИА <

Последние новости

Новые инициативы по улучшению здоровья населения

Правительство запускает программы для повышения качества медицинских услуг.

Суд в Левокумске удовлетворил иск о возмещении ущерба

Жители региона добились справедливости в суде.

Единый день бесплатной юридической помощи в Ставропольском крае

Жители региона смогут получить консультации по правовым вопросам.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Новоалтайске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *